Мариинская гимназия
Мариинская гимназия
Мариинская гимназия
Военные годы Стеженская О.В.

 

Источник: машинописные воспоминания

В самые тяжелые годы войны школа не прекращала своей работы. Школьное здание было занято с первых дней войны госпиталем, а школа была размещена сначала в подвале Дворца пионеров, а с осени 1943 года в здании напротив театра, где сейчас культпросветшкола. Занятия приходилось вести в 3 смены с 5 мин. Переменами. Все это осложнялось тем, что не было электроосвещения, классы освещались /если это можно было назвать освещением/ одной коптилкой. На задних партах едва было видно лица ребят и все-таки, к их чести надо сказать, что уроки шли в основном при хорошей дисциплине, и случаев злоупотребления темнотой почти не было. В годы войны очень выросла роль классного руководителя, т. к. во многих семьях отцы были на фронте, а матери стали работать, и дети были безнадзорными. Часто бывало так: уходя на работу, мать оставляла детей сияющими, а, возвращаясь поздно вечером, опять-таки находила их сияющими. Школа активно участвовала в помощи фронту. Летом 1941, 42, 43 и 44 года школьники с весны и до глубокой осени трудились на полевых работах в колхозах и совхозах области. Например, в 1942 году мы вернулись в школу только к годовщине Великой Октябрьской революции, проработав на прополке и уборке урожая 3, 5 месяца. Труд школы и отдельных учителей был отмечен почетными грамотами исполкома. Зимой наши ребята готовили посылки на фронт, главным образом теплые вещи /варежки, носки/, табак, иногда конфеты, хотя последние давались по карточкам, и расстаться с ними ребенку было нелегко. Писали письма бойцам. С 1943 года 3-я школа стала женской школой. Учительницы и старшие девочки дежурили в госпитале в здании нашей школы, писали письма под диктовку раненых бойцов, учащиеся выступали со своей самодеятельностью, приходили все, кто мог передвигаться, а для лежачих мы по их просьбе повторяли концерт в палатах. Интересно, что самый теплый прием встречали самые маленькие девочки-ученицы 1-2 класса, видно они особенно напоминали раненым семьи, оставленных где-то детей. Силами учителей и старших школы мы стирали и чинили белье для фронта, шили рукавицы, одним словом, брались за любую работу, если в ней была нужда. Чинили солдатские шапки, собирали книги для освобожденного города Мозырь. Одновременно школьники и учителя своим личным трудом обслуживали почти все потребности школы. Например, бригады школьников под руководством учительниц заготовили летом 1943 и 44 годов полную норму дров для школы, около станции «Красный гуляй». Для этого 9 классы поехали в лес на две недели после экзаменов, а потом их сменили 10 классы. Своими силам и грузили эти дрова на платформы, только в доставке их с вокзала в школу помогло 1 танковое училище. Силами школьников и учителей проводилась пилка и колка дров для школы, ремонт школы и школьной мебели. Хочется особенно подчеркнуть роль комсомольской организации школы в эти тяжелые годы. Секретари комитета ВЛКСМ был Илья Слуцкий, потом Тамара Самсонова. Не было ни одного мероприятия в школе, где комсомол не принимал бы участия со всем пылом юности, проявляя инициативу, уменье организовывать ребят, в трудную минуту поддержать уставших и отстающих. Сколько раз по цепочке собирал комитет экстренное комсомольское собрание, чтобы разрешить вопрос о заготовке или погрузке дров, об участии в уборке или прополке. А наши пионеры-тимуровцы,(!) с какой радостью, с какой охотой они помогали семьям фронтовиков, не пугаясь никакой, подчас и трудной и грязной работы: пилили и кололи дрова, смотрели за малышами, мыли полы, стояли в очередях за хлебом для семьи фронтовика. Помню новый 1942 год, когда силами тимуровцев, с помощью комсомольцев школы были устроены елки для малышей школы, отцы которых сражались на фронте. Все малыши получили подарки.

 

Выпуск 1938 года