Мариинская гимназия
Мариинская гимназия
Мариинская гимназия
Учителя - фронтовики Карабанов Борис Васильевич

 

Источник: биография

1920-1984
Город Симбирск расположен на высоком крутом берегу Волги.
Множество церквей, церквушек и соборов были украшением старинного города. Издалека с Волги просматривались они в кружевах голубой дымки над городом. На куполе одного из соборов были смонтированы городские часы: они били, и звон их далеко разносился над Волгой. Но город располагался не только на крутом берегу, но и у подножья горы вдоль Волги. Здесь жили купцы, мещане и рабочий люд. Стояли пристани, куда подходили купеческие суда с различными товарами. Простой люд кормился рыбой, грузили и разгружали баржи, ловили дрова. Всех привечала Волга.
Вдоль большой дороги, которая шла от пристани, стояли красивые дома купцов, богатых мещан. Один из них – дом Карабановых – окрашенный зеленой краской, в шесть окон по фасаду. Хозяин его содержал шорные лавки. В семье Карабановых было 6 детей: две дочери и четыре сына. Семья Мельниковых потеряла кормильца, осиротевшие дети (две девочки и четыре мальчика) были приняты Карабановым и даже получили его фамилию. Глава многочисленной семьи большое значение придавал образованию, приложил все усилия для обучения родных и не родных детей.
Василий Мельников-Карабанов
Младшим в семье Карабановых был сын Борис, родившийся в 1920 году. Время было трудное: закончилась гражданская война, продуктов в стране не хватало, не было и работы.
Семья жила очень скромно. Одеты дети были чисто, тепло, но не богато. От старших одежда переходила младшим. Летом все ходили в сандалиях, сшитых отцом. На осень шились ичиги с галошами, ботинки не покупались – не по средствам. На зиму шили шубнячки из козьего меха, из пуха вязали платки, кофты и даже теплые одеяла. Дети росли дружно, воспитывались в труде. Родители вели хозяйство: держали корову, коз, уток, обрабатывали огород. Дети принимали в хозяйственных делах активное участие: готовили сено на лугах у Сахаровской мельницы за рекой Свиягой и перевозили домой на лодке, пасли скот. Воспоминания о детстве остались радостные, яркие: игры на берегу Свияги, купанье, катание на лодке, рыбная ловля – летом; коньки и лыжи – зимой.
Баловень матери, любил шумные игры, был задирист, хорошо катался на коньках и лыжах.
В школе учился хорошо, охотно. Школа располагалась далеко – в четырех километрах, в центре города. Это была школа №3 им. Н. Крупской, бывшая Мариинская женская гимназия. Дорога шла через кладбище.
Как и все Карабановы, Боря был наделен хорошими способностями. Хорошо рисовал. В тот период в Ульяновске не было художественных студий, школ. Однажды на городской выставке художник Панин увидев рисунки Бори Карабанова, оценил способности мальчика и стал с ним индивидуально заниматься. Любовь к живописи Борис сохранил до конца жизни, оставив своим близким и друзьям память о себе в картинах.
У Бориса был хороший музыкальный слух, он с легкостью воспроизводил мелодии, играл на многих инструментах. В детстве ему были доступны только гитара и мандолина. Нотную грамоту он выучил позже, когда в юности записался в кружок модных тогда духовых инструментов. Игре на пианино Борис никогда не учился, но освоил инструмент на слух, играя песни, романсы, любимые арии из оперетт Кальмана.
В школе был драматургический кружок, где ученики ставили пьесы русских и зарубежных авторов. Борис с увлечением занимался постановкой поэм А.С. Пушкина.
Большую часть своего времени отдавал акробатике. В 30-х годах это был популярный вид спорта, ученики стремились быть физически крепкими, закаленными. Чтобы быть готовыми к «труду и обороне». Занимался Борис с профессионалом во Дворце пионеров, который располагался в нынешнем театре кукол, часто с успехом выступал на сцене. Город был небольшой, и ребята знали друг друга. Так Борис стал известен всему городу.
Жизнь в школе была оживленной: смотры художественной самодеятельности, художественные выставки, смотры патриотической песни, спортивные соревнования, пионерские слеты, тимуровская работа, комсомольские собрания, диспуты – вот далеко не полный перечень школьных мероприятий. Борису интересно было участвовать и в смотрах художественной самодеятельности (всегда жалел, что не обладал сильным голосом), и в художественных выставках, выполнял множество кружков во Дворце пионеров, например, кружок современных бальных танцев (неплохо танцевал вальс, танго, фокстрот, падекатр), занимался плаванием (участвовал в соревнованиях). Была у него мечта – профессионально заниматься живописью, по окончании школы поступит в Московский архитектурный институт. Но мечта его не осуществилась, умерла мама, болел отец, материально жили трудно. После окончания школы в 1938 году Борис поступает на физико-математический факультет Ульяновского педагогического института.
Семья Карабановых жила по-прежнему трудно, поэтому юноша вынужден был после занятий подрабатывать. Работа была разной: рисовал плакаты, наглядные пособия, занимался оформлением швейного ателье(мастерская индивидуальных заказов одежды), рисовал портреты членов Политбюро. На заработанные деньги смог приобрести зимнее пальто с цигейкой, справить костюм, рубашки. В стране ввели платное обучение в высшей школе, Борис перешел на заочное отделение и стал искать работу. Ему была предложено работа в новой школе №14 на Верхней Террасе учителем математики, физкультуры, а также должность пионерского вожатого. Казалось, жизнь налаживается.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Девушки и юноши, стремясь защитить свою страну, направлялись в военкомат. Среди добровольцев был и Борис, в призыве в армию ему было отказано.
Но в условиях войны работа учителя не приносила радость, и Борис опять идет в военкомат и просит снять бронь, хочет отправления на фронт. Настойчивость Бориса, его горячее желание помочь своей стране сыграли свою роль, и бронь была снята. В ноябре 1941 года Борис Карабанов призывается в Красную Армию и получает направление на курсы политработников в город Куйбышев (ныне Самара). После окончания курсов он был направлен в Серноводский зерносовхоз Сергиевского района Куйбышевской области политработником. Это был большой поселок, где имелась школа десятилетка, больница (в годы войны там располагался эвакогоспиталь). Но желание внести свой вклад в приближение победы было велико, и Борис продолжает проситься на фронт. Его желание было удовлетворено: Карабанов Борис Васильевич зачислен курсантом Московского Военного летного училища. Высокое чувство долга, ответственность, уважение к людям, незаурядные организаторские способности были оценены командованием училища и курсантами, Борис Васильевич – комсорг батальона, а затем – комсорг личного состава Главного штаба ВВС СА.
Заслуги Карабанова Бориса Васильевича были оценены советским командованием, ему было предложено остаться в Советской Армии при Главном штабе в Москве. Но Борис Васильевич тосковал по родине, близким, друзьям, педагогической работе, поэтому он настаивает на демобилизации и в 1947 году с семьей уезжает на родину, в город Ульяновск.
Вернувшемуся из Москвы бывшему старшему лейтенанту Карабанову предлагают ответственную, почетную по тем временам должность в городском совете – председателя отдела по физической культуре и спорту. Советский народ после окончания войны приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства. Творческая натура Карабанова проявилась и на этом этапе жизни: эстафеты среди школьников и студентов, создание детской спортивной школы, городские спортивные праздники, организация и контроль физкультурных занятий в школах и техникумах. Одновременно Борис Васильевич восстанавливается на третьем курсе педагогического института и через два года , не оставляя работу, заканчивает ВУЗ. После окончания Института местом работы он выбирает культурно-просветительское училище, где работает преподавателем математики и физической культуры.
Творческие кадры требовались в армии, и в военком Ульяновска неоднократно убеждает Карабанова Б.В. возвратиться в ряды вооруженных сил Советского Союза. В 1951 году Борис Васильевич получает назначение в город Куйбышевск в строительный батальон политработником. Этот период в жизни Карабанов Б.В. не любил вспоминать. Дисциплина в батальоне была слабая, работа развалена, работать было невыносимо. И наведя порядок в батальоне , он просит перевести его на преподавательскую работу, просьба была выполнена и майор СА получает перевод а Вольное летнее военное училище преподавателем социально – экономического цикла, физики, аэродинамики. Вместе с курсантами Борис Васильевич оборудовал кабинет учебными макетами и моделями, наглядными пособиями. В 1956 году училище расформировали, и Карабановы вновь возвращаются в родной Ульяновск, теперь уже насовсем.
Организаторский талант Бориса Васильевича, его послужной список, коммуникабельность, удивительная работоспособность были причиной его нового назначения – инструктор, заведующий сектором школ и ВУЗов Ульяновского обкома КПСС. Целью деятельности Карабанова Б.В. было не только создание новых школ в области, а главным образом забота об учителе: поддержать личность учителя, улучшая его быт , организовывав его досуг, создав все условия для его творчества. Получению образования Борис Васильевич придавал большое значение, поэтому и принял активное участие в создании Политехнического института, в расширении образовательной базы техникумов: строительного, фармацевтического, медицинского. Фронт его деятельности был обширен, но он считал, что еще не реализовал себя, не сделал своего главного дела в жизни. Результатом размышлений явилась просьба – перевести на преподавательскую работу.
В 1959 году заявление Бориса Васильевича о переводе на педагогическую деятельность было наконец-то удовлетворено, и из предложенных мест: строительный техникум и других, он выбирает место, с которым связано много радостных воспоминаний и надежд, место первых творческих успехов – школу №3.
Деятельность Бориса Васильевича в школе была обширна, для него не было мелочей.
До прихода Бориса Васильевича школа работала в три смены, в помещении школы располагались профсоюзный городской комитет, районные организации. В течение двух лет директор добивался освобождения здания от различных организаций, доказывая необходимость нормального функционирования учебного процесса. С большим трудом ему удалось провести ремонт школы, убрать печное отопление, спрятать электропроводку.
Школа была детищем, которое он взращивал, лелеял, берег. Школа была воплощением его опыта, житейской мудрости, его педагогического таланта.
Создание физкультурного зала, тира, актового зала, теплицы, школьного сада, клумб с розами – везде чувствовалась заботливая рука хозяина, человека неравнодушного, умеющего радоваться и дарить радость другим.
На первом этаже двухэтажного здания он расположил цехи. Ученики на станках вязали носки, изготавливали трикотажное волокно, затем шили из него одежду, под руководством мастеров фабрики имени Горького.
Ученики вместе с директором с увлечением создавали модели самолетов, кораблей, подводных лодок, автомобилей, вместе с Борисом Васильевичем дети изготавливали наглядные пособия для кабинетов. Впервые в Ульяновске именно в школе №3 создавалась кабинетная система. К работе по благоустройству школы Борис Васильевич, благодаря своему обаянию подключил и ульяновские организации: УльГЭС, завод «Контактор», телеграфно – телефонную станцию.
Карабанов Б.В. придавал большое значение знанию своего края, истории своего города, своей школы. Для него пушкинские строки «…любовь к отеческим…» были не пустым набором слов, а были наполнены …содержанием. Краеведческий школьный музей, музей имени Н.К. Крупской, Музей героя Советского Союза Полбина, поисковая работа, музей географии Ульяновской области были созданы при участии Бориса Васильевича. В течении 20 лет бессменным директором школы №3 был Карабанов Б.В.

 

Источник: статья из газеты

«Большая душа никогда не бывает одинокой»
За окном сентябрь. Уже начался новый учебный год. Учителя встретили его новыми идеями, планами, желанием внести в учебный процесс что-то необычное, интересное. И, несомненно, вспоминают тех педагогов, методистов, дидактиков, чей опыт давно обобщен и проверен на практике.
Одним из них является наш земляк, бывший директор гимназии №3 Борис Васильевич Карабанов, которому в этом году исполнилось бы 80 лет, а его гимназии – 180.
Обладая довольно сильным характером, твердой волей, директор не создал авторитарный стиль руководства. Большая любовь к детям, внимание к педагогам, а особенно к начинающим, сочетались в Борисе Васильевиче со строгостью и прямолинейностью, необыкновенной справедливостью. Вряд ли можно было услышать повышенный голос директора, скорее, наоборот, доброжелательная улыбка на лице была стимулом для работы многих педагогов. Его не боялись, а было просто неудобно, неловко что-либо не выполнить, забыть сделать.
Если Борис Васильевич шел к учителю на урок, это не означало только контроль, а он был соучастником данного учебного занятия, мудрым советчиком, помощником учителя. Довольно быстро, как только Карабанов стал директором, образовался коллектив единомышленников, где не было раздоров, разногласий.… У всех были единые цели, учителя видели в Борисе Васильевиче желание изменить к лучшему учебу и внеклассную деятельность школьников. И это Карабанову удавалось.
Об этом уникальном руководителе и человеке мы сегодня беседуем с его супругой, другом и тоже удивительным педагогом, бывшим завучем школы №2 Верой Петровной Карабановой и с бывшим организатором гимназии №3 Эммой Николаевной Шипуновой.
-Вера Петровна, а как вы познакомились?
-Это произошло во время весенних каникул 27 марта 1938 года. Во Дворце пионеров, где был вечер старшеклассников, Борис выступал с акробатическими номерами. После выступления он, переодевшись, сел рядом со мной. Друзья его, оказывается, все подстроили и место около меня освободили. Затем были танцы. Он танцевал превосходно, я тоже не уступала, так как прошла курсы бальных танцев. На наш дуэт все обратили внимание, освободили место в зале и стали заворожено смотреть. Это был танец «румба». После он пошел меня провожать. И с этого вечера мы не расставались.
-Как сложилась в дальнейшем ваша совместная жизнь?
-Вскоре Борис Васильевич поступил на физико-математический факультет нашего педагогического института, а я несколько позже – на литературный. Жизнь Бориса не баловала. В семье никаких средств не было. По ночам он с братом ходил разгружать вагоны, баржи. Но больше всего Борю выручало рисование. К праздникам он писал очень много плакатов по заказу для различных предприятий, оформлял парткабинеты, красные уголки, сцены, достаточно зарабатывал. Однажды я лежала в больнице, Борис принес мне три килограмма шоколадных конфет. Я не знала, куда все это девать. Угощала всех больных, медперсонал. А в 1942 году Борис Васильевич был призван на военную службу. Был курсантом, комсоргом батальона, помощником начальника политотдела Московского военного училища связи, комсоргом Главного штаба и управления ВВС Советской Армии.
После демобилизации, окончив педагогический институт, Борис Васильевич работал преподавателем, заведующим учебной частью культурно-просветительного училища.
А с 1959 года и до ухода на пенсию Борис Васильевич был бессменным директором средней школы №3.
-Какие качества как педагога вы отмечаете в Борисе Васильевиче?
-Самое главное качество, конечно, любовь к детям. Несмотря на то, что он был директором, на его плечах лежало множество административно-хозяйственных проблем, каждое лето он организовывал походы для ребят и сам часто выезжал с ними. Сразу после экзаменов все отправлялись на Суру или на Черемшан. Здесь создавался особый коллектив, зарождалась крепкая дружба.
Борис Васильевич очень хорошо знал и любил природу. Дети всегда с любопытством наблюдали, как он бережно относился к каждой травинке, деревьям, цветам. Знал прекрасно, как называется каждое дерево.
Здесь рассказ Веры Петровны прерывается, она с удовольствием показывает всевозможные корешки, собранные Борисом Васильевичем. И названия он придумал: «Мечтатель», «Хитрая лисичка». Теперь все это хранится в доме как реликвия, как память.
-Вера Петровна, что нового было сделано в гимназии №3,когда работал Борис Васильевич?
-У него были очень хорошие связи с шефами. Сейчас это редко бывает. Построили красивые актовый и спортивный залы, тир. Художники написали картины, они до сих пор украшают нашу гимназию. Каждому ребенку Борис Васильевич хотел привить любовь к труду. Даже был организован цех трикотажной продукции. И дети работали.
Рассказ о том, какими качествами обладал Карабанов, продолжает Эмма Николаевна Шипунова.
-Борис Васильевич окончил нашу же гимназию, хорошо знал ее историю. Ему удалось собрать большой материал о Симбирске, о Мариинской женской гимназии.
Все 20 лет, пока он руководил родной школой, обогащал ее традиции, умело подбирал кадры, одинаково требователен был ко всем в коллективе учителей, замечания делал тактично, чаще без свидетелей. Его коллектив умело опирался на поддержку и материальную помощь шефов школы (УльГЭС, управление связи, завод «Контактор»). Ежегодно организовывался  не только текущий ремонт, но и создавалось много нового: военный кабинет, тир, спортивная площадка, оформление школьного музея, сохранение мемориального здания Мариинской женской гимназии. Но главное, все хозяйственные, строительные, оформительские работы директор Карабанов брал на себя. Например, на мебельной фабрике заказал настоящее музейное оборудование, привлек художников и скульпторов к оформлению музея, актового зала.
И снова вопрос к вере Петровне:
-Какие черты характера вы больше всего цените в своем муже?
-Наверное, самое главное- целеустремленность, большая любовь к жизни: он хотел освоить все. Рисовал, танцевал, занимался акробатикой. Доброта и великодушие, чувство юмора помогали ему. У него было много друзей.
Кажется, еще Ромен Роллан сказал: «Большая душа никогда не бывает одинокой…» Это про него.
В юбилейные дни в гимназии №3 десятиклассники подготовили альбом о Карабанове. Эти ребята родились в год 1984, когда Бориса Васильевича уже не стало.
Кто знает, быть может, кто-то из них потом станет руководить этой школой.
Редко встретишь человека, который ни разу не изменил своему городу. Бориса Васильевича Карабанова можно по праву назвать патриотом Симбирска-Ульяновска. Всю свою жизнь он отдал родному городу. Хотелось, чтобы его имя было в ряду почетных граждан города Ульяновска.
В. Кудрова.

Фотография газетной статьи
Фотография газетной статьи