Мариинская гимназия
Мариинская гимназия
Мариинская гимназия
Школа в военные годы

 

22 июня 1941 года на нашу Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь народ, как один, поднялся на защиту Родины, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на деятельности школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.
С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т.п. Школы развернули широкую общественно полезную работу.
Из многих прифронтовых районов началась по указанию правительства эвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл. И в нашу школу прибыли ребята из захваченных фашистами территорий. Например, Крастошевский Григорий Михайлович был эвакуирован с родителями из города Харькова, закончил школу в 1943 году; служил радистом-разведчиком; воевал на территории Украины в составе, освобождал Польшу.
Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей, а также организация учебного процесса. Было дано указание придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодёжи для широкого участия в общественно полезном труде; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве.
Завуч, а затем директор школы № 3 города Ульяновска О.В. Стеженская вспоминала: «С первых дней войны школьное здание было занято госпиталем, а школа была размещена сначала в подвале Дворца пионеров, а с осени 1943 года в здании напротив драматического театра. Занятия проводились в 3 смены с 5 минутными переменами.
Школа активно участвовала в помощи фронту. Летом 1941, 42, 43 и 44 годов школьники с весны и до глубокой осени трудились на полевых работах в колхозах и совхозах области. Зимой ребята готовили посылки на фронт, главным образом теплые вещи, табак, иногда конфеты. Писали письма бойцам. С 1943 года 3-я школа стала женской школой.
С 1 декабря 1942 года в 3 средней школе было введено военное обучение с 5 по 10 класс. Уроки военного дела проводились соответственно требованиям программы, раздельно для юношей и девушек. Учащиеся изучали дисциплинарный устав РККА, знакомились с винтовкой и пулемётом. Несмотря на сильные морозы, военрук т. Колесов проводил ряд занятий на улице, чтобы закалить будущих бойцов, воспитать в них выдержку и выносливость. Девушки начали изучение военно-санитарного дела. Из учениц 8-10 классов была подготовлена санитарная дружина.
Введение военного обучения сказалось на всей работе школы и, особенно, на поведении учащихся. В классах при входе учителя подавалась команда «смирно». Затем дежурный рапортовал о готовности класса к работе. Ученики стали опрятнее и аккуратнее. Комсомольцы старших классов проводили изучение винтовки и гранаты с учащимися 5-7 классов.
Преподаватели Леонид Иванович Крылов, Екатерина Ивановна Поспелова проводили активную работу с учениками; преподаватели Пасынков и Макаров ушли на фронт добровольцами, погибли на полях сражений».
Выпускница 3-й школы 1944 года Кирсановская Клара Владимировна так вспоминает школьные годы: «В 1943 году ввели раздельное обучение для мальчиков и девочек. Школа помещалась в подвале здания кукольного театра. Зимой школа отапливалась редко, сидели в верхней одежде, чернила согревали своим дыханием. За дровами сами ездили в пригород и пилили тоже сами. Очень плохо было со светом, лампочки были в большом дефиците. Дома уроки готовили при свете «мигалок» (фитилек в маленьком пузырёчке). Учебников было мало, обычно один на несколько человек».
Кузьмина Александра Васильевна (выпуск 1945 года) писала в своих письмах-воспоминаниях: «Работали мы в земном хозяйстве, чинили для бойцов вещи (на складе по ул. К. Маркса), разгружали пароходы с ранеными бойцами, на уборки урожая в колхозы ездили, дежурили в госпитале».
Горелова-Мельникова Л.А. (выпускница 1944 года) вспоминает: «Здание школы № 3 было отдано под госпиталь, поэтому учились в бывшем Дворце пионеров (сейчас кукольный театр) и в здании музыкального училища. Мальчики и девочки учились отдельно. У девочек велось преподавание санитарии: девочки ходили в свою школу, где располагался госпиталь и помогали врачам».
Борьба советского народа с фашистскими захватчиками изменила школу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев – Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других.

 

Источник: письмо в школьный музей выпускницы 1949 года Г. Преображенской

В 1946-1949 годах я училась в старших классах третьей женской средней школы имени Н.К. Крупской.
В то время школа была окружена с трех сторон деревянным забором.
С левой стороны школы, до улицы Гончарова, росли дикорастущие деревья и кустарники, где ученицы готовились к урокам и отдыхали.
В правом заднем крыле нижнего этажа временно располагалась станция «Скорой медицинской помощи» , а над ней, на втором этаже, жила семья заведующего «скорой» Г.Т. Антоняна. Ход ученицам был заказан: то и дело сновали машины с красными креслами.
К середине 1948 года «скорая» переехала в новое здание, а на её месте появилось школьное общежитие, где проживали ученицы 6 – 10 классов, иногородние и потерявшие родителей. Опекуном общежития была Л.С. Введенская.
Анна Ефремовна Пшеничная – математик, директор школы.
Запомнилась она такой: небольшого роста, с гладкой прической, в темном костюме с белой блузкой; отличалась строгостью и требовательностью.
Приходила раньше всех и делала обход всей школы. Её интересовало всё: как убраны классы и коридоры, как зимой натоплены печи; она присутствовала на уроках, на школьных вечерах, на зарядке, которая проходила по утрам в актовом зале; наблюдала, как вели себя ученицы на переменах, беседовала с опоздавшими – ничто не ускользало от её хозяйского глаза.
Весь учебный процесс находился под её строгим контролем.
Школа находилась на хорошем счету, в ней царили чистота и порядок.
Валентина Николаевна Нарышкина – математик, завуч.
Нашими учителями были преимущественно женщины среднего и предпенсионного возраста. Все они имели большой стаж и опыт работы. Это были учителя старой школы, старой закалки.
Их объединяло профессиональное мастерство, требовательность, высокая культура, скромность, выдержанность, чувство такта.
И вместе с тем у каждой из них был свой подход к ученикам, свой метод работы и воспитания.
Они воспитывали нас личным примером и благородством.
Не помню случая, чтобы учителя на нас кричали, за что-то ругали, читали мораль, повышали голос; никогда не было споров, пререканий, недовольств, недомолвок.
Учителя видели в нас человеческую личность, мы же относились к ним с большим уважением и почтением.
Любовь Степановна Введенская – литератор.
Почти всегда приходила в класс с пачкой тетрадей и сумкой с книгами.
Она садилась на стул как-то уютно, по-домашнему. В одно мгновение стол заполнялся конспектами, наглядными пособиями, высказываниями писателей, общественных деятелей, классиков марксизма-ленинизма. И всеми этими материалами очень умело пользовалась.
Она давала как бы основную, стержневую часть темы урока, остальное предоставлялось дорабатывать самим ученикам.
Когда объясняла урок, лицо её преображалось. Казалось, она заглядывала в ту жизнь, в то время, в ту эпоху, в которой жил писатель и его герои, - так искусно и образно строила все повествование, как будто сама была свидетельницей всех происходивших событий.
Её уроки были интересны и увлекательны.
Не одна ученица – и не только в наше классе обязана ей своей путевкой в жизнь.
Вера Анатольевна Бржовская – математик.
Она прирожденный математик.
Свои уроки строила так, чтобы вести нас от непонятного к понятному, от простого к сложному, от неизвестного к известному.
На уроках большое внимание уделялось вопросам практического характера: много решали задач и примеров.
Она руководила математическим кружком.
В кружке отгадывали ребусы, шарады, головоломки, проводили занимательные игры, решали трудные задачи. Ученицы участвовали в городских математических олимпиадах.
Ольга Валерьянова Стежинская – историк.
Работала одновременно директором Дома-музея В.И.Ленина.
Интересные уроки истории сочетала с рассказами о том, какие делегации посещали музей, как он отстраивался, какими новыми экспонатами пополнялся; приглашала на встречи с известными людьми, проводила с нами экскурсии.
Екатерина Евгеньевна Никулина – географ.
Человек ищущий, придумывала новые формы работы.
Требовала хорошего знания карты и пройденного материала.
Ученицы должны были составлять альбом на заданную тему о том или ином государстве. Оформлять их и делать доклады.
Над докладами работали долго.
Мария Владимировна Гумилевская – химик.
Одна из любимых учительниц, ласковая и добрая. С ней всегда было легко и приятно.
Она входила в класс легкой походкой и с улыбкой на лице; гладкие седые волосы были уложены на затылке в толстую косу; белый воротничок освежал платье только что из-под утюга.
В ней было что-то аристократическое…
Занятия по химии проводились то в классе, то в кабинете, увешанном схемами и диаграммами; работали с химреактивами, делали опыты.
Иногда, не называя фамилий, она прибегала к своеобразной форме общения с классом. Например: «Сейчас пойдет отвечать девочка, которая хорошо рисует». Или: «Пойдет к доске девочка с красивыми косами», - лукаво поглядывая на этих учениц и стараясь подчеркнуть их достоинства или положительные качества.
Доброе отношение к воспитанницам не мешало её строгости.
Валентина Григорьевна Силантьева – физик, классный руководитель.
Чаще уроки проходили в кабинете физики, хорошо оборудованном разными проборами.
С классом у неё сложились доверительные отношения.
Вела активную работу с учениками и родителями, обследовала бытовые условия учениц, принимала участие во всех школьных мероприятиях, связанных с нашим классом.
Лидия Васильевна Котовщикова – немецкий язык.
Эта учительница была тихая и спокойная, подчеркнуто корректная.
Она привила любовь к своему предмету. Мы довольно хорошо знали немецкую грамматику, владели быстрым переводом.
В это же время она немецкий язык на кафедре иностранных языков в пединституте.
Михаил Михайлович Радонежский – черчение.
Научил нас точности и аккуратности. Небрежные и плохо выполненные чертежи не принимал, возвращал их на доработку.
Юрий Александрович Витус – физкультура.
Благодаря ему еще в 8-9 классах спортивная работа в школе получила большое развитие.
В 10-ом классе пришла к нам молодая учительница по физкультуре, красивая и обаятельная.
Это была Нина Павловна Важневич.
Она заряжала нас своей энергией, и мы охотно посещали её занятия.
Борис Христофорович Ходяшев.
В 9-ом классе он вел уроки дарвинизма.
После ухода на пенсию занимался краеведением.
В 1949 году выпускной класс был только один. Он находился на втором этаже, на углу улиц Л. Толстого и Гончарова.
Начиная с восьмого класса, обучение в школах было платным. Дети учителей от платы освобождались.
Класс был большим и дружным, дисциплина хорошая. В трудное послевоенное время одевались скромно, форм не было, носили то, что имели. Всё делали сообща, помогали друг другу в учебе, каждая выбирала себе подругу по вкусу.
Очень хорошо в школе была поставлена работа комсомольской и пионерской организации, Л. Москвитина – в комитете комсомола.
Несколько человек из класса помогали старшей пионервожатой Тамаре Лаптевой в работе с пионерами. Лаптева тогда работала в одном из отделов горкома комсомола.
В классе выпускали стенгазету «За учёбу». А. Новикова хорошо рисовала, оформляла газету и бюллетени математического кружка. Г. Старостина и Н.Ефимова писали газету, остальные заметки.
З.Малышева, В.Поплавская, В.Расторгуева и др. участвовали в городских легкоатлетических эстафетах. З.Ларькова побеждала в спортивных соревнованиях по конькам и лыжам.
Организованно и подготовлено проходили литературные и праздничные вечера. Художественной самодеятельностью руководила М.В.Гумилевская, душа нашего коллектива. Она прекрасно играла на фортепьяно, ей помогала ученица И.Пронькина. Выступали чтецы, солисты, хор. Танцевали под радиолу вальс, вальс-бостон, танго, фокстрот.
Тесная дружба связывала нашу школу со второй мужской средней школой (сейчас школа №6). Ребята приглашали нас на школьные вечера, а мы их. Во вторую школу мы ходили на совместные репетиции. Там ставили отрывки из произведения Н.Некрасова «Русские женщины», пьес Арбузова и сцену у фонтана из «Бориса Годунова» А.Пушкина.
А. Новикова была главной участницей всех выступлений.
В 10-ом классе держали экзамены по всем предметам, кроме черчения и физкультуры.
Дворец книги был второй школой. Учителя приучали нас к самостоятельной работе над книгой, давали списки нужной литературы, а мы находили её и готовились к сочинениям по литературе, к докладам по географии, к контрольным работам по истории, химии, физике.
Во Дворце книги мы посещали конференции, присутствовали на литературных встречах с местными писателями и поэтами: Г.Коноваловым, В.Дедюхиным, Н.Благовым, Н.Красновым.
Дворец пионеров (теперь кукольный театр) был связующим звеном между всеми школами города. Культмассовая и спортивная работа настолько были интересны, что ученики сами приходили и записывались в разные кружки и спортивные секции. А какие устраивались новогодние балы с розыгрышами, подарками, призами! Здесь же часто были викторины, пионерские линейки, олимпиады. Праздники проходили шумно и весело.
Из нашего класса занимались в радиотехническом кружке Л.Урацьцева, Л.Жирнова, Э.Форостенко, А.Новткова. С помощью руководителя они собирали детекторный приемник.
Никогда не изгладятся из памяти школьный выпускной бал. Сами ученицы убирали актовый зал, стирали, гладили и вешали занавески, натирали мастикой паркет до зеркального блеска.
Дирекция и родительский комитет постарались приготовить угощенья. Организовать буфет.
Мы получили пригласительные билеты на два лица.
Шефом нашей школы было Орловское танковое училище, эвакуированное во время войны из города Орла. Начальник училища, генерал Тяглов, присутствовал на вечере – его дочь училась в нашем классе. Из училища были приглашены музыканты. Весь вечер и до утра играл духовой оркестр.
В этот памятный вечер А.Е.Пшеничная вручила всем выпускницам аттестат зрелости.
Общественность города организовала в облдрамтеатре для всех выпускников школ 2 бесплатных концерта.
На первом из них награждали выпускников золотыми и серебряными медалями.
Серебряные медали в нашем классе получили: И.Власова, Л.Москвитина, И.Пронькина, Э.Форостенко.
А потом выступал народный артист СССР, знаменитый бас, М.Д.Михайлов, которому подпевали хором «Дубинушку».
Второй концерт прошел с участием артистов Башкирского театра оперы и балета. Мы смотрели балет «Лебединое озеро».
После всех отшумевших балов и торжеств надо было думать, решать, выбирать дорогу в жизнь.
Кем же стали выпускники?
1. Алексеева Тамара     УСХИ зоотехнический факультет
2. Анфимова Анна          УСХИ зоотехнический факультет
3. Блинова Маргарита   УлГПИ истфак
4. Власова Ирина           Ленинград. Полит. институт.  Факультет приборостроения
5. Гольденштейн Бася     УлГПИ факультет рус. яз. и лит-ры
6. Гурьянова Эмилия       УлГПИ географический факультет
7. Ефимова Нина          УлГПИ факультет рус. яз. и лит-ры
8. Жирнова Альбина     Казанский университет биологический факультет
9. Захарова Нина                                                            
10. Коннова Людмила      УлГПИ факультет ин. яз
11. Коркуданова Зинаида    УСХИ вест. фак
12. Курылева Раиса      УлГПИ факультет ин. яз
13. Малышева Зоя        УлГПИ факультет рус. яз. и лит-ры
14. Ларькова Зоя          работник торговли
15. Москвитина Людмила      УлГПИ факультет рус. яз. и лит-ры
16. Мушкова Роза        УСХИ вест. фак
17. Назарова Валентина      рабочая на заводе
18. Новикова Антонина       УлГПИ факультет ин. яз
19. Поплавская Валентина     Саратовский университет Юрфак
20. Преображенская Галина    Кутаисский ГПИ
21. Пронькина Ирина     музыкальный работник
22. Расторгуева Валентина     МВТУ им. Баумана
23. Савельева Валентина     УлГПИ ист. фак
24. Старостина Галина     УлГПИ факультет рус. яз. и лит-ры
25. Тяглова Нелли      уехала в Краснодар
26. Уральцева Лилия      УлГПИ Физмат
27. Форостенко Эльвира     УСХИ мехфак
28. Хорева Валентина      УСХИ ветфак
29. Щербакова Таисия     УСХИ зоотехнический факультет
Выпускница 1949 года
Г. Преображенская.

 

Учителя гимназии 1940 год